Синдром Аспергера и аутизм — в чем различие?
Главное отличие детей с синдромом Аспергера от детей с диагнозом детского аутизма в том, что у первых не страдает ЦНС, а также не нарушаются когнитивные и интеллектуальные способности, память и понимание, пространственная ориентация и речевые навыки. Иными словами, это физически и умственно здоровые дети, но с одним важным отклонением — почти полной неспособностью к социальному взаимодействию с окружающими.
Дети, страдающие синдромом Аспергера, живут словно внутри себя, вне общества. Они не общаются с окружающими, не обращают внимания на происходящие вокруг них события или воспринимают их искаженно, имеют странный круг интересов и привязанностей. Речью такие дети пользуются нетипично, нарушая все правила построения предложений и произнесения слов. Этим и отличается данный синдром от детского аутизма.
Причины расстройства
Причины возникновения синдрома Аспергера неизвестны. В отличие от остальных расстройств аутистического спектра, его нельзя полноценно объяснить только врожденными генетическими отклонениями, поскольку физическое развитие не страдает.
Наиболее убедительной в этом свете кажется теория о том, что причины заболевания носят множественно-комбинаторный характер, то есть болезнь становится результатом воздействия сразу нескольких негативных факторов: наследственность, нарушения нормального хода беременности, родовые травмы, инфекционные заболевания во время беременности, нарушения нервно-гуморальной регуляции, аутоиммунные отклонения, дисфункции срединных структур головного мозга и т. д.
Симптомы синдрома Аспергера
Определить синдрома Аспергера в раннем детстве — сложная диагностическая задача. Тревожными «звоночками» являются следующие симптомы:
-
трудности взаимодействия с окружающими — непонимание правил общественного поведения, безразличие к происходящему вокруг, скудность эмоциональных реакций или неуместность их проявления;
-
отсутствие мимики, жестикуляции и речевых интонаций;
-
неумение пользоваться интонациями речи, нарушение ее ритмичности или уровня громкости, механичность речи, эхолалия;
-
склонность к многословности и болтливости, резкой смене тем, употреблению никому не понятных метафор, непонимание намеков или двусмысленностей;
-
склонность к шаблонному поведению или однообразным действиям;
-
ограниченность сферы интересов, отсутствие любознательности;
-
периодическое полное погружение в какое-то занятие, вплоть до отказа от сна или еды;
-
повышенная педантичность — патологическое ритуализирование некоторых действий, стремление выполнять их в точно заданном порядке.
Также при синдроме Аспергера наблюдается нарушение координации движений и некоторых моторных навыков, неуклюжесть и шаткость походки, непоследовательность движений, чрезмерно размашистый почерк. Может возникать гиперчувствительность к внешним раздражителям: звук, свет, прикосновения.
Лечение и прогнозы
Единой системы лечения детей с синдромом Аспергера не существует. Лечебная программа разрабатывается психологами индивидуально под каждого конкретного ребенка. Главная цель терапии — научить больного навыкам социального взаимодействия и основам вербальной и невербальной коммуникации.
Синдром Аспергера не прогрессирует с годами, а потому около 20% пациентов полностью выздоравливают до достижения ими 20-30 лет. Среди оставшихся 80% большинство больных оказываются неспособными к обустройству личной жизни и созданию семьи, хотя зачастую они находят себе работу и становятся финансово самостоятельными.