Причины возникновения
Несмотря на почти столетнюю историю изучения аутизма, причины возникновения заболевания по-прежнему остаются непонятными. Попытки объяснить все многообразие нарушений, которыми проявляется детский аутизм, каким-то одним главным фактором (гены, наследственность, нарушения хода беременности и т. д.) не увенчались успехом.
Последние пару десятков лет популярным стало предположение о том, что аутизм возникает как результат сразу нескольких, но действующих одновременно причин. Предположение хорошо вписывается в разнообразие клинических проявлений детского аутизма, но научного подтверждения оно пока не получило.
Симптомы и признаки
Диагноз «детский аутизм» может быть поставлен только при одновременном наличии четырех клинических признаков заболевания:
-
Коммуникативные нарушения. Уже на первом году жизни у ребенка-аутиста наблюдаются выраженные коммуникативные отклонения: ограниченный словарный запас, неправильное построение предложений, непонятная жестикуляция, разговоры о себе в третьем лице, бедность речи на согласные звуки, странные способы сообщать о своих просьбах и общаться в целом.
-
Трудности социальных взаимодействий. Ребенок-аутист не любит одиночество, как может показаться, но ему не дается усвоение правил, по которым строится социальное взаимодействие между людьми. Вследствие этого такой ребенок не может играть с другими детьми или нормально взаимодействовать со взрослыми, проявлять эмоции или понимать переживания других. Создается впечатление его холодности и отчужденности, хотя на самом деле малыш бывает крепко привязан к своим близким.
-
Ограниченный круг интересов. Ребенок имеет склонность целиком отдавать внимание какому-то одному занятию или предмету. Увлечь аутиста чем-то другим, то есть расширить круг его интересов — сложная терапевтическая задача.
-
Стереотипность поведения. Ребенок стремится к однообразию, выстраивая свой день или выполняя требуемые действия по строгому «ритуалу», любые нарушения которого повергают его в стресс и истерику. Также при детском аутизме наблюдаются стереотипные повторяющиеся движения: раскачивания туловища, вращение головой, болтание ногой, взмахи руками и т. д.
Если хотя бы один из названных симптомов отсутствует, то, вероятнее всего, у ребенка развивается какое-то другое расстройство аутистического спектра, а потому постановка окончательного диагноза требует внимательного изучения целостной клинической картины.
Действенные способы лечения и прогнозы
Лечение детского аутизма заключается в развитии у ребенка недостающих навыков: умение познавать окружающий мир и обучаться, умение правильно говорить и выражать свои мысли вербальными или невербальными средствами, усвоение правил поведения в обществе, развитие коммуникативных навыков. Программа терапии почти всегда подбирается для ребенка индивидуально и проводится при участии педагогов, психологов, психотерапевтов, дефектологов и логопедов. При необходимости назначаются медицинские препараты, корректирующие физические нарушения: например, противосудорожные от эпилепсии или седативные для снижения уровня агрессии.
К сожалению, даже при условии раннего выявления аутизма и проведении упорного лечения гарантировать положительный результат невозможно. Точных статистических данных об успешности тех или иных методов лечения нет, но из совокупности отдельных наблюдений британских, шведских и канадских медиков получается, что требуемого уровня развития достигает не более 12% детей-аутистов.