Что такое РАС
Расстройство аутистического спектра, или сокращённо РАС — этот термин используется для обозначения всех аутичных расстройств, независимо от индивидуальных особенностей поражения интеллектуальных, поведенческо-социальных или двигательных способностей ребёнка.
Основные симптомы аутических расстройств
Первые признаки аутических расстройств проявляются уже на 1-2 годах жизни ребёнка: он не начинает лопотать или повторять слова за взрослыми, у него отсутствует жестикуляция или любое другое стремление коммуницировать с окружающими, он не ищет взглядом маму и не интересуется окружающим миром.
Примерно с 5-6 лет проявляются самые основные признаки РАС в разных вариациях и соотношениях:
-
речевое развитие нарушено, ребёнок или вообще избегает общения, или коммуницирует очень своеобразно и зачастую непонятно;
-
появляется стереотипность поведения, когда ребёнок выполняет однообразные или собственные «ритуальные» действия, зацикливается на одном занятии или предмете;
-
неадекватность реакций — например, не реагирует на громкую музыку, но впадает в истерику от тихой;
-
неспособность к концентрации внимания и трудности в обучаемости;
-
ребёнок не стремится коммуницировать с другими людьми — играть, задавать вопросы, проявлять любопытство.
Причины заболевания
Причины возникновения РАС медицине пока не ясны. Предположения высказываются самые разные:
-
генетические врождённые нарушения, возможно наследственные;
-
функциональные или структурные нарушения в головном мозге;
-
инфекционные болезни матери во время беременности;
-
ранние или родовые травмы;
-
некоторые формы отравлений.
Большую популярность в последние годы приобрела теория, согласно которой РАС является комплексным нарушением, появившимся вследствие одновременного действия различных факторов в разном соотношении, чем и объясняется уникальность каждого аутичного расстройства.
Способы лечения и прогнозы
Методов терапии РАС существует много — от безглютеновой диеты до сложных программ психосоциальной помощи — но в большинстве случаев программу лечения приходится разрабатывать индивидуально, с учётом конкретных проявлений болезни у аутичного ребёнка. Обнадёживающие результаты показывает поведенческая терапия, когда ребёнка учат правильным реакциям и поведению, но всё же единой, всемирно признанной программы лечения РАС пока не существует.
Прогнозы излечения тоже страдают высокой неопределённостью. По некоторым данным среди детей, у которых лечение РАС было начато в раннем возрасте (до 6 лет), только 4-12% достигают приемлемого уровня самостоятельности. Остальным аутистам требует пожизненный присмотр, а иногда и больничный уход.